Tin Whistle Low Whistle
На базовом уровне это довольно простой инструмент, даже проще блокфлейты. Однако стиль игры на вистле предполагает изучение достаточно сложной системы пальцевой орнаментации (украшений). К тому же традиция исполнения большинства ирландских (и не только) народных мелодий предполагет игру в достаточно быстром темпе (джиги, риллы, польки).
Имеет шесть игровых отверстий. Тональность вистла определяется самой нижней нотой, которую можно на нем извлечь (закрывая все дырки). Вистл относят к диатоническим инструментам, что означает что все его ноты расположены по чистым квинтам или квартам образуя натуральный лад(C D E F G A B для тональности C; D E F# G A B C# для тональности D). С помощью вилочных аппликатур или полуприкрытых отверстий можно добиться хроматического звукоряда, но на практике необходимость в этом возникает редко.
Разновидности
Самый распространенный и каноничный строй вистлов: сопрано Ре (D). Именно на него стоит обратить внимание новичку. Это де-факто стандарт, практически всегда на сейшенах люди играют именно на D вистлах. На вистле в таком строе можно без геморроя играть в тональностях Ре мажор и Соль мажор, этого достаточно для подавляющего большинства ирландской музыки и для существенной части музыки Шотландии, Уэльса и Англии. Если нужна другая тональность, обычно берут отдельный инструмент с нужной тональностью (или транспонируют само произведение).
Список диапазонов (подробнее читай: http://tinwhistle.ru/art_7.php )
Sopranino - Соль (G)
Soprano - Фа (F), Ми (E), Ми-бемоль(Eb), Ре(D), До-диез(C#)
Mezzo Soprano - До(C), Си(B), Си-бемоль(Bb), Ля(A)
Alto - Соль-диез(G#), Соль(G), Фа-диез(F#), Фа(F)
Tenor - Ми(E), Ми-бемоль(Eb), Ре(D), Ре-бемоль(Db)
Baritone - До(C), Си(B)
Bas - Си-бемоль(Bb), Ля(A), Соль(G)
Все вистлы можно разделить на две разновидности: это, собственно, вистлы (или высокие вистлы) и лоувистлы. Четкой границы (точнее единого мнения о том, где она находится) между ними нет. Чаще всего говорят, что лоувистлы начинаются с альтовых вистлов в строе Соль, т.е. высокие вистлы - это диапазон Soprano и Mezzo Soprano, все остальные диапазоны ниже - лоу.
Sopranino - Соль (G)
Soprano - Фа (F), Ми (E), Ми-бемоль(Eb), Ре(D), До-диез(C#)
Mezzo Soprano - До(C), Си(B), Си-бемоль(Bb), Ля(A)
Alto - Соль-диез(G#), Соль(G), Фа-диез(F#), Фа(F)
Tenor - Ми(E), Ми-бемоль(Eb), Ре(D), Ре-бемоль(Db)
Baritone - До(C), Си(B)
Bas - Си-бемоль(Bb), Ля(A), Соль(G)
Все вистлы можно разделить на две разновидности: это, собственно, вистлы (или высокие вистлы) и лоувистлы. Четкой границы (точнее единого мнения о том, где она находится) между ними нет. Чаще всего говорят, что лоувистлы начинаются с альтовых вистлов в строе Соль, т.е. высокие вистлы - это диапазон Soprano и Mezzo Soprano, все остальные диапазоны ниже - лоу.
Материал и особенности
Каноничным вариантом считаются металлические вистлы, бюджетным -- пластик, наиболее распространенным и компромисным -- пластиковый свисток и металлическое тело. Дорогие мастеровые вистлы делают также из дерева. Вистлы бывают настраиваемыми и не настраиваемыми. У настраиваемых вистлов свисток подвижен относительно тела что можно использовать для подстройки (однако особо на это не расчитывай, обычно подстройкой можно сдвинуться на полтона-тон, но не больше). Дополнительный плюс настраиваемого вистла -- возможность снять свисток, что облегчит чистку. Бывают также вистлы с регулируемой громкостью, что достигается путем возможности изменения размера окошка свистка (чем уже окошко в ширину, тем слабее и, как правило, хуже звук, можешь поэкспериментировать со скотчем).
Существуют вистлы с коническим каналом.
Основное его назначение это стабильность строя в обеих октавах.
Покупка вистла
Гайд по покупке вистла, который нагло стянут мною из одной группы в вк - http://paste.org.ru/?je3yhj
Российские интернет-магазины с вистлами - dpshop.ru , ta-musica.ru . Сборник ссылок на оффициальные сайты различных компаний и мастеров по вистлам: http://whistle.jeffleff.com/makers.html
http://www.chiffandfipple.com/inexp.html (Выбор недорогого вистла, сравнительное описание)
http://www.chiffandfipple.com/tutorial.html (Туториал по разновидностям, отличиям)
Модели вистлов
Если говорить о цене и качестве, то вистлы часто делят на категории недорогих (“Inexpensive”) и дорогих, мастеровых, изготавливаемых вручную ("High-end", "expensive", "high quality whistles"). Интересно, что даже профессиональные исполнители часто предпочитают дешевые вистлы, допиливая их под себя до нужного состояния (т.н. “твик вистла”). Имей ввиду что некоторые профессиональные вистлы сложны для новичка (они могут иметь большее давление и расход воздуха, в расчете на профессиональных вистлеров). Вообще вистл (наряду с блокфлейтой) - один из самых дешевых инструментов среди духовых, вы легко можете найти хороший инструмент начального уровня за 1-3 тыс. рублей, и даже цена мастеровых качественных высоких вистлов редко переваливает за 10-15 тыс. руб. Лоувистлы более дороги, но обычно цены на них не переваливают за 400$. Минутка сочувствия волынщикам и саксофонистам :’(
Каноничным вариантом считаются металлические вистлы, бюджетным -- пластик, наиболее распространенным и компромисным -- пластиковый свисток и металлическое тело. Дорогие мастеровые вистлы делают также из дерева. Вистлы бывают настраиваемыми и не настраиваемыми. У настраиваемых вистлов свисток подвижен относительно тела что можно использовать для подстройки (однако особо на это не расчитывай, обычно подстройкой можно сдвинуться на полтона-тон, но не больше). Дополнительный плюс настраиваемого вистла -- возможность снять свисток, что облегчит чистку. Бывают также вистлы с регулируемой громкостью, что достигается путем возможности изменения размера окошка свистка (чем уже окошко в ширину, тем слабее и, как правило, хуже звук, можешь поэкспериментировать со скотчем).
Существуют вистлы с коническим каналом.
Основное его назначение это стабильность строя в обеих октавах.
Покупка вистла
Гайд по покупке вистла, который нагло стянут мною из одной группы в вк - http://paste.org.ru/?je3yhj
Российские интернет-магазины с вистлами - dpshop.ru , ta-musica.ru . Сборник ссылок на оффициальные сайты различных компаний и мастеров по вистлам: http://whistle.jeffleff.com/makers.html
http://www.chiffandfipple.com/inexp.html (Выбор недорогого вистла, сравнительное описание)
http://www.chiffandfipple.com/tutorial.html (Туториал по разновидностям, отличиям)
Модели вистлов
Если говорить о цене и качестве, то вистлы часто делят на категории недорогих (“Inexpensive”) и дорогих, мастеровых, изготавливаемых вручную ("High-end", "expensive", "high quality whistles"). Интересно, что даже профессиональные исполнители часто предпочитают дешевые вистлы, допиливая их под себя до нужного состояния (т.н. “твик вистла”). Имей ввиду что некоторые профессиональные вистлы сложны для новичка (они могут иметь большее давление и расход воздуха, в расчете на профессиональных вистлеров). Вообще вистл (наряду с блокфлейтой) - один из самых дешевых инструментов среди духовых, вы легко можете найти хороший инструмент начального уровня за 1-3 тыс. рублей, и даже цена мастеровых качественных высоких вистлов редко переваливает за 10-15 тыс. руб. Лоувистлы более дороги, но обычно цены на них не переваливают за 400$. Минутка сочувствия волынщикам и саксофонистам :’(
Некоторые модели бюджетных вистлов:
Generation - очень распространенные, дешевые высокие вистлы с пластиковым свистком и телом из никеля или латуни (на выбор), которые штампуются кое-как. Часто можно услышать фразу - “если вы купили Generation, то вы купили либо потрясающий инструмент либо барахло, как повезет”. К сожалению, процент барахла обычно выше, поэтому если есть возможность - покупайте в оффлайне, когда есть возможность сразу проверить звучание. Впрочем люди часто берут Generation-ы именно для того, чтобы собственноручно твикнуть его и получить вполне сносный инструмент. Есть даже люди которые специально целенаправленно скупают Generation-ы и ему подобные вистлы, твикают их и перепродают, один из самых известных таких мастеров - Jerry Freeman (его твикнутые вистлы очень уважают в среде профессиональных вистлеров). Еще одна деталь, которая влияет на популярность Generation-ов - хороший выбор различных тональностей (G, F, Eb, D, C, Bb) за малые деньги.
Feadog, Walton, Clare - дешевые высокие вистлы, похожи на Generation. Отзывы о них обычно плохие, но их часто берут с целью твикнуть. #расскажите, кто знает подробнее.
Oak # допишите кто знает о них
Clarke - аутентичные вистлы с коническим (сужающимся к концу) металлическим телом. Выпускается несколько различных моделей различающихся характером звука. Тональности - только сопрано До и Ре. Самые популярные модели - Sweetone (очень простой и легкий в плане игры, с достаточно точным строем, часто рекомендуемый новичкам) и Original (с большим расходом воздуха и узнаваемым шипящим тембром, т.н. “чифом”, за который его так любят). Среди данных вистлов могут попадаться не слишком качественные (особенно это касается модели “Meg”), но реже чем среди Generation. Время от времени поступают сообщения о том, что пластиковые свистки вистлов Sweetone и ему подобных трескаются и лопаются, я думаю это из-за особой формы тела вистлов, в поперечном сечении тело вистлов Sweetone имеет не совсем круглую, а скорее овальную или даже каплевидную форму, и будучи надеваемым на круглый свисток растягивает его, что может приводить к трещинам. Лично мой Sweetone не избежал этой печальной участи, хотя возможно я сам виноват, так как пару раз хорошенько его ронял, в любом случае мне повезло - треснул он столь удачно, что это никак не повлияло на положение и целостность свистка, звук не изменился.
Shaw - формой очень похож на вистл Clarke Original, но (насколько я слышал) он громче, имеет еще больший расход воздуха чем Original, и характерный хриплый грубоватый тембр. # допишите кто знает о них
Tony Dixon - довольно популярные вистлы, чаще всего имеют пластиковый свисток и пластиковое / металлическое цилиндрическое тело. Существует довольно много моделей различающихся формами свистка, материалом, возможностью подстройки и тональностями. Диксон продает как высокие вистлы, так и лоувистлы. В целом это довольно хорошие инструменты, не без огрехов конечно, но довольно хороши в плане цена-качество. Заметьте, что некоторые модели Диксонов поставляются с двумя сменными свистками, один из которых превращается инструмент в простенькую поперечку. Воспринимайте это как бонус, не стоит целенаправленно покупать эти модели из-за поперечного свистка, т.к. качество звука с ним хуже чем у нормальных поперечных флейт, лучше купите полноценную поперечку, если она вам нужна.
Susato - чрезвычайно качественные и популярные пластиковые вистлы. Обладают чистым, довольно громким звуком. Опять же доступно несколько линеек с различными моделями, как со съемным свистком так и цельные. Сусато производят как лоувистлы так и высокие вистлы, количество доступных тональностей одно из самых высоких среди данной ценовой категории. Интересно, что в рамках отдельного диапазона (сопрано, альт) вистлы из одной линейки моделей стандартизированны по размерам таким образом, что съемный свисток можно прикреплять к различным телам. Таким образом, имеется возможность заказать несколько тел вистлов в разных тональностях из одного диапазона и один свисток, который по необходимости устанавливается на нужное тело, что экономит деньги и место в сумке. Вистлы сусато это чуть ли не единственные вистлы, которые можно приобрести со специальными ключами на дырках которые облегчают игру на лоувистлах с большими расстояниями между дырками. Хотя с другой стороны, привыкнув к этим удобствам возможно в дальнейшем вам будет сложнее переходить на модели других производителей, а так же у вас могут появиться проблемы с игрой некторых орнаментов, так что лоувистл с ключами можно рекомендовать людям с небольшими кистями рук, которым сложно играть на лоу вистлах, но очень хочется.
Более дорогие, профессиональные и полупрофессиональные:
Hiltch (мастер Галь Хилч)
Overton/Goldie (мастер Колин Голди)
Chieftain, Kerry Optima (мастер Фил Харди)
Burke
Harper
Karavaev whistles - вистлы российского мастера А. Караваева.
Грей Ларсен "Основной курс по Ирландской флейте и Тин-вистлу" на русском. Must have.
http://paste.org.ru/?k4990h
Интересная паста от ирландского флейтиста Тома МакЭлвога
https://www.dropbox.com/s/g5nbxceg7s9yp4c/Bill_Ochs.zip?dl=0
The Clarke tin whistle (Bill Ochs) (Книжка, идущая вместе с вистлами Кларк, годная для начинающих с полного нуля):
https://www.dropbox.com/s/3y9cw8nafzswbld/Tin%20Whistle%20Tutor.pdf?dl=0
The complete irish tin whistle tutor (на русском):
Каталог туториалов
Дополнить
Видео
http://www.youtube.com/user/RyanDunsSJ (Отличный обучающий канал)
http://www.youtube.com/user/tradlessons/search?query=TradLessons.com
Обучающие видео для илиана,вистла Ирландской флейты, разбор джигов, риллов.
http://tinwhistle.ru/files/Video_tutors/
Каталог видео туториалов.
Ноты
Орнаментация
Одной из самых характерных особенностей вистла и ирландской флейты является устоявшаяся система применяемой пальцевой орнаментации. Пальцевая орнаментация - это особые движения пальцами выполняемые при игре для украшения и внесения разнообразия в мелодию. Важно понимать, что несмотря на то, что сама система орнаментов является довольно устоявшейся, то, какие орнаменты (а также какую артикуляцию и фразировку) использовать и в каких случаях - дело личного вкуса музыканта.
Generation - очень распространенные, дешевые высокие вистлы с пластиковым свистком и телом из никеля или латуни (на выбор), которые штампуются кое-как. Часто можно услышать фразу - “если вы купили Generation, то вы купили либо потрясающий инструмент либо барахло, как повезет”. К сожалению, процент барахла обычно выше, поэтому если есть возможность - покупайте в оффлайне, когда есть возможность сразу проверить звучание. Впрочем люди часто берут Generation-ы именно для того, чтобы собственноручно твикнуть его и получить вполне сносный инструмент. Есть даже люди которые специально целенаправленно скупают Generation-ы и ему подобные вистлы, твикают их и перепродают, один из самых известных таких мастеров - Jerry Freeman (его твикнутые вистлы очень уважают в среде профессиональных вистлеров). Еще одна деталь, которая влияет на популярность Generation-ов - хороший выбор различных тональностей (G, F, Eb, D, C, Bb) за малые деньги.
Feadog, Walton, Clare - дешевые высокие вистлы, похожи на Generation. Отзывы о них обычно плохие, но их часто берут с целью твикнуть. #расскажите, кто знает подробнее.
Oak # допишите кто знает о них
Clarke - аутентичные вистлы с коническим (сужающимся к концу) металлическим телом. Выпускается несколько различных моделей различающихся характером звука. Тональности - только сопрано До и Ре. Самые популярные модели - Sweetone (очень простой и легкий в плане игры, с достаточно точным строем, часто рекомендуемый новичкам) и Original (с большим расходом воздуха и узнаваемым шипящим тембром, т.н. “чифом”, за который его так любят). Среди данных вистлов могут попадаться не слишком качественные (особенно это касается модели “Meg”), но реже чем среди Generation. Время от времени поступают сообщения о том, что пластиковые свистки вистлов Sweetone и ему подобных трескаются и лопаются, я думаю это из-за особой формы тела вистлов, в поперечном сечении тело вистлов Sweetone имеет не совсем круглую, а скорее овальную или даже каплевидную форму, и будучи надеваемым на круглый свисток растягивает его, что может приводить к трещинам. Лично мой Sweetone не избежал этой печальной участи, хотя возможно я сам виноват, так как пару раз хорошенько его ронял, в любом случае мне повезло - треснул он столь удачно, что это никак не повлияло на положение и целостность свистка, звук не изменился.
Shaw - формой очень похож на вистл Clarke Original, но (насколько я слышал) он громче, имеет еще больший расход воздуха чем Original, и характерный хриплый грубоватый тембр. # допишите кто знает о них
Tony Dixon - довольно популярные вистлы, чаще всего имеют пластиковый свисток и пластиковое / металлическое цилиндрическое тело. Существует довольно много моделей различающихся формами свистка, материалом, возможностью подстройки и тональностями. Диксон продает как высокие вистлы, так и лоувистлы. В целом это довольно хорошие инструменты, не без огрехов конечно, но довольно хороши в плане цена-качество. Заметьте, что некоторые модели Диксонов поставляются с двумя сменными свистками, один из которых превращается инструмент в простенькую поперечку. Воспринимайте это как бонус, не стоит целенаправленно покупать эти модели из-за поперечного свистка, т.к. качество звука с ним хуже чем у нормальных поперечных флейт, лучше купите полноценную поперечку, если она вам нужна.
Susato - чрезвычайно качественные и популярные пластиковые вистлы. Обладают чистым, довольно громким звуком. Опять же доступно несколько линеек с различными моделями, как со съемным свистком так и цельные. Сусато производят как лоувистлы так и высокие вистлы, количество доступных тональностей одно из самых высоких среди данной ценовой категории. Интересно, что в рамках отдельного диапазона (сопрано, альт) вистлы из одной линейки моделей стандартизированны по размерам таким образом, что съемный свисток можно прикреплять к различным телам. Таким образом, имеется возможность заказать несколько тел вистлов в разных тональностях из одного диапазона и один свисток, который по необходимости устанавливается на нужное тело, что экономит деньги и место в сумке. Вистлы сусато это чуть ли не единственные вистлы, которые можно приобрести со специальными ключами на дырках которые облегчают игру на лоувистлах с большими расстояниями между дырками. Хотя с другой стороны, привыкнув к этим удобствам возможно в дальнейшем вам будет сложнее переходить на модели других производителей, а так же у вас могут появиться проблемы с игрой некторых орнаментов, так что лоувистл с ключами можно рекомендовать людям с небольшими кистями рук, которым сложно играть на лоу вистлах, но очень хочется.
Более дорогие, профессиональные и полупрофессиональные:
Hiltch (мастер Галь Хилч)
Overton/Goldie (мастер Колин Голди)
Chieftain, Kerry Optima (мастер Фил Харди)
Burke
Harper
Karavaev whistles - вистлы российского мастера А. Караваева.
Учимся
Книги
http://tinwhistle.ru/files/Larsen/larsen_upl.pdf Зеркало Грей Ларсен "Основной курс по Ирландской флейте и Тин-вистлу" на русском. Must have.
http://paste.org.ru/?k4990h
Интересная паста от ирландского флейтиста Тома МакЭлвога
https://www.dropbox.com/s/g5nbxceg7s9yp4c/Bill_Ochs.zip?dl=0
The Clarke tin whistle (Bill Ochs) (Книжка, идущая вместе с вистлами Кларк, годная для начинающих с полного нуля):
https://www.dropbox.com/s/3y9cw8nafzswbld/Tin%20Whistle%20Tutor.pdf?dl=0
The complete irish tin whistle tutor (на русском):
Каталог туториалов
Дополнить
Видео
http://www.youtube.com/user/RyanDunsSJ (Отличный обучающий канал)
http://www.youtube.com/user/tradlessons/search?query=TradLessons.com
Обучающие видео для илиана,вистла Ирландской флейты, разбор джигов, риллов.
http://tinwhistle.ru/files/Video_tutors/
Каталог видео туториалов.
Ноты
Орнаментация
Одной из самых характерных особенностей вистла и ирландской флейты является устоявшаяся система применяемой пальцевой орнаментации. Пальцевая орнаментация - это особые движения пальцами выполняемые при игре для украшения и внесения разнообразия в мелодию. Важно понимать, что несмотря на то, что сама система орнаментов является довольно устоявшейся, то, какие орнаменты (а также какую артикуляцию и фразировку) использовать и в каких случаях - дело личного вкуса музыканта.
Не
существует “правильных” и “неправильных” стилей игры какой-либо
народной мелодии, вы можете встретить десятки вариантов исполнения
какой-нибудь “Foggy Dew”, и никто не запрещает вам придумать еще один,
собственный вариант. В этом главная сила и прелесть любой фолк музыки.
Хотя с другой стороны полезно знать и ценить существующую традицию,
существуют мелодии, которые принято играть тем или иным устоявшимся
образом, но никто на вас не обидится, если вы предпочтете играть их
по-своему. В конечном счете это формирует стиль исполнения, по которому
можно отличать игру одного музыканта от игры другого.
Несмотря на то, что описываемая тут орнаментация может быть исполнена практически на любом флейтоподобном инструменте (особенно если это интструмент без механики), наиболее часто её можно встретить именно в контексте ирландской музыки, при игре на вистле, ирландской флейте и иллеане. Большинство орнаментов пришло от волынщиков.
Несмотря на то, что описываемая тут орнаментация может быть исполнена практически на любом флейтоподобном инструменте (особенно если это интструмент без механики), наиболее часто её можно встретить именно в контексте ирландской музыки, при игре на вистле, ирландской флейте и иллеане. Большинство орнаментов пришло от волынщиков.
Одно
из самых лучших объяснений орнаментации с примерами и упражнениями дано
у Грея Ларсена в его книге “Основной курс по ирландской флейте и
тинвистлу”, настоятельно рекомендуется.
Приведем наиболее известные орнаменты. Далее для удобства объяснения предполагается вистл сопрано Ре:
Каты (cuts, chips, (upper) grace notes) - быстрое и очень короткое открытие отверстия над последним закрытым отверстием (если смотреть сверху вниз) при игре нот Ре, Ми, Фа-диез, Соль, Ля. Для ноты Си кат исполняется тем же пальцем, что закрывает отверстие для извлечения ноты Си. Каты можно применять для разделения повторяющихся нот (к слову на волынке это основной способ разделения повторяющихся нот, т.к. волынщик не имеет возможности прервать звук дыханием), а также для выделения перехода к более низкой или более высокой ноте. Каты могут усиливать ритм и привносить дополнительную энергию в мелодию, а также разнообразить игру идущих подряд нот. Каты является составной частью роллов и крэннов.
Научиться играть каты:
http://www.youtube.com/watch?v=-1CQqbT0bIw
http://www.youtube.com/watch?v=KJYa_jYk4ug
Удары, страйки (hits, strikes, taps, tips, pats, slaps) - быстрое и очень короткое закрытие отверстия (удар по отверстию) под последним закрытым отверстием (если смотреть сверху вниз) при игре нот Ми, Фа-диез, Соль, Ля, Си. Для ноты До-диез страйк исполняется быстрым и коротким закрытием верхнего отверстия. Страйки применяют для того же, для чего применяют каты. Страйки являются составной частью роллов.
Научиться играть страйки:
http://www.youtube.com/watch?v=U_VCDA1yYco
http://www.youtube.com/watch?v=xfgXsEcb1GY
Роллы (rolls) - комбинация ката и страйка при игре нот Ми, Фа-диез, Соль, Ля, Си. Различают несколько разновидностей роллов, в основном в зависимости от длительности ролла и количества катов. Очевидно, что каноничный ролл не может быть исполнен для нот Ре и До-диез (для вистла сопрано Ре) т.к. в одном случае нет возможности исполнить кат, а в другом случае страйк. Ролл - один из самых широко используемых орнаментов ирландской музыки, в мелодии с роллами появляется характерное “журчание” и переливы, у слушателя возникает впечатление, что мелодия имеет более быстрый темп и больше нот, чем есть на самом деле.
Научиться играть роллы:
http://www.youtube.com/watch?v=Wh2zOT8wTs8
http://www.youtube.com/watch?v=wOt9gPpN95w
Крэнны (Cranns) - общее название нескольких техник, которые позволяют исполнить нечто похожее на ролл для ноты Ре (допустимо исполнение и для других нот, но для Ре, не имеющей альтернатив в виде ролла, их применяют чаще всего). Состоит из быстрой череды катов, исполняемых одним или (последовательно) несколькими пальцами.
Научиться играть крэнны:
http://www.youtube.com/watch?v=zj0mzSbEe4k
Слайды (Slides) - медленное, постепенное открытие / закрытие игрового отверстия при переходе на ступень выше / ниже. В результате получается более плавный, растянутый переход от одной ноты к другой. Слайды часто применяют при игре медленных мелодий, например эйров.
Научиться играть слайды:
http://www.youtube.com/watch?v=pDtb02yZJlc
http://www.youtube.com/watch?v=sfzNX6uwp_Q
Вибрато (Vibrato) - На флейте и вистле можно исполнять два вида вибрато - пальцевое и дыхательное. Среди исполнителей на вистле пальцевое вибрато считается более традиционным. Пальцевое вибрато - связано с изменением тона и высоты звука (причем высота меняется в сторону понижения). Исполняется путем открывания-закрывания открытых дырок под открытой дыркой, находящейся под последней закрытой дыркой (закрывая-открывая самое верхнее открытое отверстие получим уже другое украшение - трель). Существует несколько техник отличающихся количеством участвующих пальцев (чем больше пальцев тем интенсивнее вибрато) и способом закрывания отверстий (полное/частичное (невозможно на флейтах системы Бёма) закрытие). Дыхательное вибрато - связано с изменением высоты (в обе стороны) и громкости звука. Исполняется путем изменения характера вдуваемой струи с помощью диафрагмы, связок, мышц живота. Стоит заметить, что дыхательное вибрато - единственный способ исполнения вибрато для ноты Ре (для вистла сопрано Ре).
http://www.youtube.com/watch?v=k10q2OZpnsc
http://www.youtube.com/watch?v=wXcAYmtwILA
Хаммероны (Hammer-ons), не путайте с гитарными хаммеронами, эти пришли опять же от волынщиков. Исполняются путем многократных ударов по закрываемому отверстию при переходе на ступень ниже. Т.е. прежде чем палец закрывает отверстие, он несколько раз отскакивает от отверстия. Научиться играть хаммероны - я пока не нашел роликов по хаммеронам на ютубе, однако вы можете скачать видео-тьютор “Vinnie Kilduff - Learn to play the tin whistle” и отматать примерно к 44:40
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1279879
Трели (Trills) - то, что получается если быстро открывать-закрывать последнее закрытое отверстие при игре какой-либо ноты - череда повторений ноты и ноты ступенью выше. В ирландской музыке трели редки, но встречаются у некоторых исполнителей.
Закрывая все
дырки вистла и дополнительно закрывая наполовину выходное отверстие в
нижней части тела вистла мизинцем нижней руки или коленом можно извлечь
так называемый вводный тон (“leading tone”), т.е.ноту на полтона ниже
основного тона вистла.
Твик (Tweak) вистла - это изменение характера звука, тональности или игровых характеристик (громкость, расход воздуха, давление) вистла, который достигается преимущественно изменением формы свистка и лезвия свистка, изменением радиуса игровых дырок и расстояний между ними. Твик может серьезно изменить характеристики вистла в лучшую или худшую сторону, все зависит от прямоты рук. Твикингу подвергаются в основном дешевые вистлы, т.к. дорогие мастеровые вистлы в нем обычно не нуждаются, их часто можно заказать под себя сразу с нужными характеристиками, тембром и тональностью.
Если вас заинтересовал твик вистлов - настоятельно рекомендуем ознакомиться:
http://tinwhistle.ru/art_2.php
http://tinwhistle.ru/art_3.php
http://tinwhistle.ru/art_4.php
http://tinwhistle.ru/art_6.php
Самодельные вистлы из ПВХ труб, основные принципы изготовления влияющие на звук
http://www.ggwhistles.com/howto/
Приведем наиболее известные орнаменты. Далее для удобства объяснения предполагается вистл сопрано Ре:
Каты (cuts, chips, (upper) grace notes) - быстрое и очень короткое открытие отверстия над последним закрытым отверстием (если смотреть сверху вниз) при игре нот Ре, Ми, Фа-диез, Соль, Ля. Для ноты Си кат исполняется тем же пальцем, что закрывает отверстие для извлечения ноты Си. Каты можно применять для разделения повторяющихся нот (к слову на волынке это основной способ разделения повторяющихся нот, т.к. волынщик не имеет возможности прервать звук дыханием), а также для выделения перехода к более низкой или более высокой ноте. Каты могут усиливать ритм и привносить дополнительную энергию в мелодию, а также разнообразить игру идущих подряд нот. Каты является составной частью роллов и крэннов.
Научиться играть каты:
http://www.youtube.com/watch?v=-1CQqbT0bIw
http://www.youtube.com/watch?v=KJYa_jYk4ug
Удары, страйки (hits, strikes, taps, tips, pats, slaps) - быстрое и очень короткое закрытие отверстия (удар по отверстию) под последним закрытым отверстием (если смотреть сверху вниз) при игре нот Ми, Фа-диез, Соль, Ля, Си. Для ноты До-диез страйк исполняется быстрым и коротким закрытием верхнего отверстия. Страйки применяют для того же, для чего применяют каты. Страйки являются составной частью роллов.
Научиться играть страйки:
http://www.youtube.com/watch?v=U_VCDA1yYco
http://www.youtube.com/watch?v=xfgXsEcb1GY
Роллы (rolls) - комбинация ката и страйка при игре нот Ми, Фа-диез, Соль, Ля, Си. Различают несколько разновидностей роллов, в основном в зависимости от длительности ролла и количества катов. Очевидно, что каноничный ролл не может быть исполнен для нот Ре и До-диез (для вистла сопрано Ре) т.к. в одном случае нет возможности исполнить кат, а в другом случае страйк. Ролл - один из самых широко используемых орнаментов ирландской музыки, в мелодии с роллами появляется характерное “журчание” и переливы, у слушателя возникает впечатление, что мелодия имеет более быстрый темп и больше нот, чем есть на самом деле.
Научиться играть роллы:
http://www.youtube.com/watch?v=Wh2zOT8wTs8
http://www.youtube.com/watch?v=wOt9gPpN95w
Крэнны (Cranns) - общее название нескольких техник, которые позволяют исполнить нечто похожее на ролл для ноты Ре (допустимо исполнение и для других нот, но для Ре, не имеющей альтернатив в виде ролла, их применяют чаще всего). Состоит из быстрой череды катов, исполняемых одним или (последовательно) несколькими пальцами.
Научиться играть крэнны:
http://www.youtube.com/watch?v=zj0mzSbEe4k
Слайды (Slides) - медленное, постепенное открытие / закрытие игрового отверстия при переходе на ступень выше / ниже. В результате получается более плавный, растянутый переход от одной ноты к другой. Слайды часто применяют при игре медленных мелодий, например эйров.
Научиться играть слайды:
http://www.youtube.com/watch?v=pDtb02yZJlc
http://www.youtube.com/watch?v=sfzNX6uwp_Q
Вибрато (Vibrato) - На флейте и вистле можно исполнять два вида вибрато - пальцевое и дыхательное. Среди исполнителей на вистле пальцевое вибрато считается более традиционным. Пальцевое вибрато - связано с изменением тона и высоты звука (причем высота меняется в сторону понижения). Исполняется путем открывания-закрывания открытых дырок под открытой дыркой, находящейся под последней закрытой дыркой (закрывая-открывая самое верхнее открытое отверстие получим уже другое украшение - трель). Существует несколько техник отличающихся количеством участвующих пальцев (чем больше пальцев тем интенсивнее вибрато) и способом закрывания отверстий (полное/частичное (невозможно на флейтах системы Бёма) закрытие). Дыхательное вибрато - связано с изменением высоты (в обе стороны) и громкости звука. Исполняется путем изменения характера вдуваемой струи с помощью диафрагмы, связок, мышц живота. Стоит заметить, что дыхательное вибрато - единственный способ исполнения вибрато для ноты Ре (для вистла сопрано Ре).
http://www.youtube.com/watch?v=k10q2OZpnsc
http://www.youtube.com/watch?v=wXcAYmtwILA
Хаммероны (Hammer-ons), не путайте с гитарными хаммеронами, эти пришли опять же от волынщиков. Исполняются путем многократных ударов по закрываемому отверстию при переходе на ступень ниже. Т.е. прежде чем палец закрывает отверстие, он несколько раз отскакивает от отверстия. Научиться играть хаммероны - я пока не нашел роликов по хаммеронам на ютубе, однако вы можете скачать видео-тьютор “Vinnie Kilduff - Learn to play the tin whistle” и отматать примерно к 44:40
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1279879
Трели (Trills) - то, что получается если быстро открывать-закрывать последнее закрытое отверстие при игре какой-либо ноты - череда повторений ноты и ноты ступенью выше. В ирландской музыке трели редки, но встречаются у некоторых исполнителей.
Hints And Hacks
Закрывая все
дырки вистла и дополнительно закрывая наполовину выходное отверстие в
нижней части тела вистла мизинцем нижней руки или коленом можно извлечь
так называемый вводный тон (“leading tone”), т.е.ноту на полтона ниже
основного тона вистла. Твик (Tweak) вистла - это изменение характера звука, тональности или игровых характеристик (громкость, расход воздуха, давление) вистла, который достигается преимущественно изменением формы свистка и лезвия свистка, изменением радиуса игровых дырок и расстояний между ними. Твик может серьезно изменить характеристики вистла в лучшую или худшую сторону, все зависит от прямоты рук. Твикингу подвергаются в основном дешевые вистлы, т.к. дорогие мастеровые вистлы в нем обычно не нуждаются, их часто можно заказать под себя сразу с нужными характеристиками, тембром и тональностью.
Если вас заинтересовал твик вистлов - настоятельно рекомендуем ознакомиться:
http://tinwhistle.ru/art_2.php
http://tinwhistle.ru/art_3.php
http://tinwhistle.ru/art_4.php
http://tinwhistle.ru/art_6.php
Самодельные вистлы из ПВХ труб, основные принципы изготовления влияющие на звук
http://www.ggwhistles.com/howto/
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.